|
Блюз (blues, от blue
devils - грусть, меланхолия) - жанр афроамериканской народной музыки,
возникший во второй половине XIX века. Как отмечают исследователи, блюз
родился как музыка социального и расового неравенства, песня угнетенного
афроамериканского населения. Оставаясь по сути своей традиционным,
народно-бытовым искусством, блюз постепенно профессионализировался,
вышел на концертную эстраду, дав в ХХ веке целую плеяду ярчайших
исполнителей.
Родиной блюза считается дельта реки Миссиссиппи. Самые ранние формы
блюза - дельта- или сельский блюз (Чарли Паттон, Сон Хаус, Роберт
Джонсон). В 1920-х годах, на волне массовой миграции темнокожего
населения в города в поисках работы сформировался так называемый
классический, или городской блюз ("St. Louis Blues" У. Хэнди (1914),
творчество Ма Рэйни, Ч. Хилла, Бэсси Смит). Выделяют также разновидности
блюза: техасский блюз, чикаго-блюз, джамп-блюз, кантри-блюз, соул-блюз,
зайдеко, уэстсайд-блюз, лайт-блюз, необлюз и др. Поначалу блюз
исполнялся в основном в сопровождении акустических инструментов (гитара,
часто самодельная, банджо и др.); в 30-е годы появились
электроинструменты, ансамбли с участием фортепиано и ударных. Более
интенсивно, мощно и энергично звучащая форма блюза - ритм-н-блюз - нашла
распространение в послевоенное время (Мадди Уотерс, БиБи Кинг, Бадди Гай
и др.). Попытки белых музыкантов (Билл Хэйли, Элвис Пресли) делать
кавер-версии "черных" блюзов привели к появлению рок-н-ролла, за которым
в начале 60-х последовала волна т.н. "белого ритм-энд-блюза" (Alexis
Korner Blues Incorporated, John Mayall's Bluesbreakers, Rolling Stones,
Эрик Клэптон и др.). Дальнейшее ужесточение саунда, "опрощение" блюзовой
манеры интонирования дало хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple, Black
Sabbath и др.). Вместе с тем, блюзовое искусство существует в своих
традиционных формах, и, хотя носители его, к сожалению, уходят (Джон Ли
Хукер), на смену им появляются музыканты нового поколения (Кенни Уэйн
Шеферд).
Для блюзов характерен особый тип формы, т.н. "блюзовый квардрат". Это
12-тактовый период, соответствующий 3-строчной стихотворной строфе . Для
мелодии характеры вопросо-ответные структуры и использование блюзового
лада. Специфика последнего связана с так называемыми "блюзовыми нотами"
(которые как раз и придают музыке специфический "горько-сладкий"
эмоциональный привкус): низкие 3, 7, а иногда и 5 ступени в мажоре
(минорные блюзы редки). Причем степень "низкости" этих ступеней не
поддается точной фиксации и может варьироваться в пределах более
полутона ("блюзовые зоны"). Блюзовое интонирование (с элементами
глиссандирования) выполняется голосом, с помощью "подтяжек" (bends)
струн и приема bottleneckslide на струнно-щипковых инструментах и др.
Тексты песен могут быть самого разного содержания, но более характерны
темы любовных страданий, разлуки, обездоленности, хотя есть немало
блюзов, в которых воплощена вся полнота и радость жизни. |